Использованные автомобильные шины классифицируются как многоматериальные отходы. Как следует из названия, они образуются в результате комбинации двух или более компонентов. В случае с шинами это так: резиновые смеси из натурального каучука и синтетических каучуков, наполнители (активированный уголь, мел, кремнезем, оксид цинка, оксид алюминия и другие), а также жесткие и армирующие добавки.
С другой стороны, в меньших количествах могут встречаться: пластификаторы, органические наполнители, антиоксиданты, пигменты и красители, ускорители вулканизации, активаторы ускорителей и многие другие.
Стоит отметить, что по понятным причинам для легковых и грузовых шин используются разные ингредиенты. Кроме того, существуют различия, обусловленные маркой производителя и степенью износа шин.
Существует множество способов использования отработанной резины - шин. Наиболее распространенными являются:
- переработка материалов (например, производство резиновых гранул или восстановление стального лома)
- переработка сырья (например, частичная переработка в процессе производства шин)
- восстановление протектора
Использованные шины доказали свой высокий энергетический потенциал; они имеют высокую теплотворную способность (31-32 мегаджоуля/килограмм), и дополнительным преимуществом является низкое колебание их среднего химического состава.
Сжигание шин, особенно в цементной, энергетической и бумажной промышленности, до сих пор является практически единственным способом извлечения содержащейся в них энергии. Следует отметить, что прямое сжигание шин позволяет извлечь только около 40% их химического энергетического содержания. Однако при газификации или пиролизе использованных шин эффективность извлечения энергии может быть гораздо выше и достигать 70%.